Китайские компании, и в первую очередь Huawei, активно закидывают предложениями о работе ценных специалистов крупных технологических компаний из Европы, США и Тайваня. Эта деятельность уже привлекла внимание спецслужб этих стран, передаёт The Wall Street Journal.
Минувшей осенью руководство компании Zeiss SMT, которая выпускает компоненты, применяемые в производстве передовых полупроводников, узнало, что кадровая служба Huawei Technologies пыталась переманить её сотрудников. Активные действия китайской компании привлекли внимание немецких спецслужб — их обеспокоило возможное получение Huawei доступа к сложнейшим объектам интеллектуальной собственности; расследование по данному факту ещё не окончено. Инцидент в очередной раз указал на то, что кадровый вопрос стал особенно важным в состязании Китая с Западом за технологическое превосходство. Западные страны, с подачи Вашингтона, ограничивают Китаю доступ к передовым технологиям, что вынуждает китайские компании активизировать усилия по переманиванию ведущих инженеров в таких областях, как полупроводниковое производство и искусственный интеллект.
Китайские компании сосредоточили усилия на нескольких мировых технологических центрах — это отдельные части Европы, американская Кремниевая долина и Тайвань. Некоторые из них скрывают своё китайское происхождение: регистрируются местные юрлица, которые просто нанимают сотрудников и не привлекают внимания местных властей. Чрезмерную активность Пекина уже раскрыли на Тайване и в Южной Корее, где инициированы несколько дел; при этом в США и Европе китайцы действуют намного свободнее. Одной из важнейших европейских целей является нидерландская ASML, выпускающая оборудование для производства передовых полупроводников, и её поставщики, включая немецкую Zeiss. ASML потребовались десятилетия, чтобы освоить передовую литографию, без которой Китай не может наладить выпуск наиболее производительных чипов.
С 2021 года Huawei наняла десятки инженеров и других сотрудников из Китая, которые работали с оптикой и литографией для ASML и других западных компаний, гласят данные LinkedIn и китайской кадровой платформы Maimai. Известен случай, когда один китайский инженер, который ушёл из ASML десять лет назад, учредил в Китае конкурирующую компанию — у него был доступ к некоторым программным продуктам. Бывший сотрудник ASML из Тайбэя покинул компанию в 2020 году, и в течение последующих двух лет он каждый месяц получал запросы от китайских кадровиков — особенно настойчиво действовала Huawei. В МИД Китая заявили, что не располагают информацией о переманивании специалистов.
При этом Пекин уже давно дал понять, что кадровый вопрос является приоритетным: ещё в 2017 году правительственный план развития ИИ предусматривал привлечение наиболее ценных специалистов, включая ведущих учёных в областях машинного обучения, технологий автопилота и интеллектуальной робототехники. Правительства ряда стран уже ограничили академическое и деловое взаимодействие с Китаем или ввели механизмы проверки инвестиций при слияниях с участием китайских субъектов. Госфинансирование китайских компаний позволяет им предлагать ценным специалистам зарплаты, на которые они не могут рассчитывать в западных компаниях — кадровики применяют множество подходов, и инженеры часто соглашаются, невзирая на репутационные риски и необходимость адаптироваться к китайской корпоративной культуре.
Власти Тайваня, на котором находится крупнейший в мире полупроводниковый подрядчик TSMC, с 2015 года наблюдают активизацию китайских кадровиков и рост числа инцидентов с кражами коммерческой тайны. В 2022 году были утверждены новые нормы, запрещающие передачу за рубеж технологий, имеющих решающее значение для национальной безопасности и промышленной конкурентоспособности Тайваня — нарушителям грозят до 12 лет тюрьмы и штраф в размере, эквивалентном $3 млн. С 2020 года по июнь 2024 года Министерство юстиции Тайваня расследовало более 90 инцидентов, связанных с переманиванием специалистов — в большинстве случаев речь шла о производстве полупроводников, электроники и оборудования. Несколько лет назад тайванец Лян Мон Сун (Liang Mong Song), бывший старший инженер TSMC и Samsung, начал работать в китайской SMIC, которая занимается производством полупроводников. Это ему приписывают быстрое восхождение компании, которая в прошлом году помогла Huawei выпустить выпустить 7-нм чип для её передовых телефонов.
В ходе последней операции на Тайване местные власти провели рейды по 30 адресам и допросили 65 человек в четырёх городах. В переманивании талантов обвинили восемь китайских компаний, включая крупного китайского производителя микросхем. Некоторые фирмы пытаются скрыть своё происхождение, сотрудничая с кадровыми агентствами из Сингапура и Гонконга; известны факты сговора с гражданами Тайваня, на которых регистрируют местные юрлица, нанимающие местных инженеров.
Немецкая Zeiss SMT поставляет важнейшие компоненты, включая зеркала, для сложных EUV-систем ASML. Технологии Zeiss считаются настолько передовыми, что её штаб-квартира закрыта для большинства посетителей, а изображения из её рекламных материалов вымарываются, чтобы не допускать утечек коммерческих секретов. Сотрудники немецкой компании оперативно доложили о попытках их переманить со стороны Huawei и передали ссылки на профили кадровиков своему руководству. Zeiss SMT сообщила об инциденте властям, и немецкие спецслужбы открыли расследование. Huawei также пыталась переманивать сотрудников немецкой Trumpf, которая выпускает лазерное оборудование — все эти попытки, как сообщается, были безуспешными.
Недавно Берлин принял закон, запрещающий операторам связи использовать оборудование Huawei на критических участках сетевой инфраструктуры в Германии, — он во многом повторяет тезисы введённых в 2020 году против компании американских санкций. При этом смартфоны и другая потребительская продукция Huawei по-прежнему продаются в стране. В Германии у китайского электронного гиганта пять исследовательских центров — они работают над оптическими системами и другими областями. И у немецких властей пока отсутствует понимание, как в дальнейшем пресекать недобросовестные действия со стороны китайских компаний.